Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи

Источники и классификация погрешностей

Погрешность решения задачи обуславливается следующими причинами:

1) математическое описание задачи является неточным, в частности неточно заданы исходные данные описания;

2) применяемый для решения метод часто не является точным: получение точного решения возникающей математической задачи требует неограниченного или неприемлемо большого числа арифметических операций; поэтому вместо точного решения задачи приходится прибегать к приближенному;

3) при вводе данных в машину, при выполнении арифметических операций и при выводе данных производятся округления.

Погрешности, соответствующие этим причинам, называют:

1) неустранимой погрешностью,

2) погрешностью метода,

3) вычислительной погрешностью.

Часто неустранимую погрешность подразделяют на две части:

а) неустранимой погрешностью называют лишь погрешность, являющуюся следствием неточности задания числовых данных, входящих в математическое описание задачи;

б) погрешность, являющуюся следствием несоответствия математического описания задачи реальности, называют, соответственно, погрешностью математической модели

Дадим иллюстрацию этих определений. Пусть у нас имеется маятник (рис. 1.1.), начинающий движение в момент t = t0 . Требуется предсказать угол отклонения φ от вертикали в момент t1.

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Рис. 1.1. - Маятник

Дифференциальное уравнение, описывающее колебание этого маятника, берется в виде:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , (1.1)

где l — длина маятника, g — ускорение силы тяжести, φ — коэффициент трения.

Как только принимается такое описание задачи, решение уже приобретает неустранимую погрешность, в частности, потому, что реальное трение зависит от скорости не совсем линейно; другой источник неустранимой погрешности состоит в погрешностях определения l, g, µ, t0, φ(t0), φ΄(t0). Название этой погрешности — «неустранимая» — соответствует ее существу, она неконтролируема в процессе численного решения задачи и может уменьшиться только за счет более точного описания физической задачи и более точного определения параметров. Дифференциальное уравнение (1.1) не решается в явном виде; для его решения требуется применить какой-либо численный метод. Вследствие этой причины и возникает погрешность метода.

Вычислительная погрешность может возникнуть, например, из-за конечности количества разрядов чисел, участвующих в вычислениях. Введем формальные определения.

Пусть I — точное значение отыскиваемого параметра (в данном случае — реальный угол отклонения маятника φ в момент времени t1), II — значение этого параметра, соответствующее принятому математическому описанию (в данном случае — значение φ(t1) решения уравнения (1.1)),

IIh-— решение задачи, получаемое при реализации численного метода в предположении отсутствия округлений, IIh*—приближение к решению задачи, получаемое при реальных вычислениях. Тогда

Ρ1 = II—I — неустранимая погрешность,

Ρ2 = IIh —I — погрешность метода,

Ρ3 = IIh*—IIh — вычислительная погрешность.

Полная погрешность Ρ0 получается по формуле

Ρ0= Ρ1+ Ρ2+ Ρ3

Абсолютная и относительная погрешности.

Формы записи данных.

Если а — точное значение некоторой величины а, а * — известное приближение к нему, то абсолютной погрешностью приближенного значения а* называют обычно некоторую величину Δ(а*), про которую известно, что

|а* - а| ≤ Δ(а*)

Относительной погрешностью приближенного значения называют некоторую величину δ(а*), про которую известно, что

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Относительную погрешность часто выражают в процентах. Если а — известное число, например π, то иногда говорят об абсолютной Δ (а) и относительной δ(а) погрешностях задания этого числа: числа Δ(а) и δ(а) называют соответственно абсолютной и относительной погрешностью числа а.

Значащими цифрами числа называют все цифры в его записи, начиная с первой ненулевой слева.

Пример 1.1. У чисел а* = 0,07045, а* = 0,07045000 значащими цифрами являются подчеркнутые цифры. Число значащих цифр в первом случае равно 4, во втором — 7.

Значащую цифру называют верной в широком смысле, если абсолютная погрешность числа не превосходит единицы разряда, соответствующего этой цифре.

Пример 1.2. а* = 0,06045, Δ(а*)=0,000003;

а* = 0,06045000, Δ(а*)=0,0000007;

подчеркнутые цифры являются верными.

Уславливаются называть значащую цифру верной в строгом смысле, если абсолютная погрешность не превосходит половины единиц разряда, соответствующих этой цифре.

Если все значащие цифры верные, то говорят, что число записано со всеми верными цифрами.

Пример 1.3. При а* = 0,03045, Δ(а*)= 0,000003 число а* записано со всеми верными цифрами.

Иногда употребляется термин число верных цифр после запятой: подсчитывается число цифр после запятой от первой цифры до последней верной цифры. В последнем примере это число равно 5.

Довольно часто информация о некоторой величине задается пределами ее измерения:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , (1.2)

например, Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Принято записывать эти пределы с одинаковым числом знаков после запятой, Так как обычно достаточно грубого представления о погрешности, то в числах а1, а2 часто берут столько значащих десятичных цифр, сколько нужно, чтобы разность а1 — а2 содержала одну-две значащие цифр. Абсолютную или относительную погрешность обычно записывают в виде числа, содержащего одну или две значащих цифры. Информацию о том, что, а* является приближенным значением числа а с абсолютной погрешностью Δ (а*), иногда записывают в виде

а = а*± Δ(а*), (1.3)

числа а* и Δ(а*) принято записывать с одинаковым числом знаков после запятой. Например, записи

а = 1,132 ±0,004, а = 1,132 ±4*10-3

относятся к общепринятым и означают, что

1,132 - 0,004 < а < 1,132 + 0,004.

Соответственно информацию о том, что а* является приближенным значением числа а с относительной погрешностью (а*), записывают в виде

a = a*(1± δ(a*)). (1.4)

Например, записи

а = 1,132 (1 ± 0,004), а = 1,132(1 ± 4 *10-3), а = 1,132(1 ± 0,4℅)

означают, что

(1 - 0,004)1,132 < а < (1 + 0,004)1,132.

При переходе от одной из форм записи к другой надо следить, чтобы пределы измерения, указываемые новой формой записи, были шире старых, иначе такой переход будет незаконным. Например, при переходе от (1.2) к (1.3) должны выполняться неравенства

a*- Δ(a*) Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru a1, a2 Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru a* + Δ(a*),

при переходе от (1.3) к (1.4) — неравенства

а*(1 - δ (а*)) Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru а* - Δ (а*), а* + Δ (а*) Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru а*(1 + δ(а*)),

при переходе от (1,4) к (1.3) должны выполняться противоположные неравенства (пределы всегда расширяются!).

Следует различать принятую нами выше формально математическую и обиходную терминологии в рассуждении о величине погрешности. Если в постановке задачи говорится, что требуется найти решение с погрешностью 10-2, то чаще всего не имеется в виду обязательность этого требования. Предполагается лишь, что погрешность имеет такой порядок. Если, например, решение будет найдено с погрешностью 2-10-2, то такой результат, также удовлетворителен.

Вычислительная погрешность

Далее для краткости будем обозначать абсолютную погрешность числа x как Δx относительную погрешность как δХ .

1. Погрешность суммирования чисел х±Δх, у± Δy

Абсолютная: погрешность:

Δz = (x± Δx)+(y± Δy)=(x + y) ±(Δx± Δy)

Относительная погрешность:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

2. Погрешность вычитания чисел х±Δх, у± ΔY

Абсолютная: погрешность:

Δz = (x± Δx)-(y± Δy)=(x + y) ±(Δx± Δy)

Относительная погрешность:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

3. Погрешность умножения чисел х±Δх, у± Δy

Абсолютная: погрешность:

z = (x± Δx) (y± Δy)=xּy± yּΔx ±xּΔy± ΔxּΔy = xּy± yּΔx ±xּΔy

Относительная погрешность:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

4. Погрешность деления чисел х±Δх, у± Δy

Абсолютная: погрешность:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Относительная погрешность:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

5. Погрешность функции, зависящей от одной переменной.

Абсолютная: погрешность:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Относительная погрешность:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Отделение корней уравнения

Пусть дано уравнение, которое в общем виде записывается формулой

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , (2.1)

где f(x) любая действительная функция.

Точным корнем уравнения (2.1) на конечном или бесконечном отрезке [α,β] назовем всякое число ξ из промежутка, которое обращает функцию.f(x) в нуль. Так как уравнение может быть достаточно сложным, редко удается найти его точные корни. Задача состоит в том, чтобы найти приближенные корни и оценить, насколько точно это сделано.

Процесс нахождения приближенных корней уравнения общего вида f(x) = 0 проводится в два этапа:

1. Отделение корней, то есть установление возможно малых промежутков Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , в которых содержится один и только один корень уравнения (2.1);

2. Уточнение приближенных корней.

Если ξ-точный корень, x приближенный корень уравнения (2.1), а ε точность, то для того, чтобы приближенный корень x был найден с заданной точностью ε достаточно потребовать выполнения неравенства: Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Теорема 2.1: Если непрерывная функция Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru принимает значения противоположных знаков на концах Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , т.е. Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , то внутри этого отрезка содержится, по меньшей мере, один корень уравнения Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Корень Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru [ Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ] заведомо будет единственным, если производная Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru существует и сохраняет постоянный знак внутри интервала Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , т.е. Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru (или Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ) при Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Метод половинного деления

Пусть уравнение (2.1) имеет на отрезке [a,b] один корень, а функция f(x) на данном отрезке непрерывна и f(a)·f(b)<0. Разделим отрезок [a,b] пополам точкой x1=(а+b)/2. Если f(x1)≠0 , то для продолжения вычислений выберем ту часть промежутка, где знаки функции различны. Концы полученного отрезка обозначим [a1,b1] и снова разделим отрезок [a1,b1] пополам точкой x2=( a1+ b1)/2 и т. д. В результате на каком-то этапе получим или точный корень уравнения(2.1) или бесконечную последовательность вложенных друг в друга отрезков [a1,b1], [a2,b2],… [an,bn],…таких, что

f(an)·f(bn)<0, (n=1,2,…) (2.2)

bn - an=2 -n·(b-a). (2.3)

Так как левые концы a1, a2,… ,an образуют монотонную неубывающую ограниченную последовательность, а правые концы b1 b2,…,bn образуют монотонную невозрастающую ограниченную последовательность, а расстояние между ними в силу (2.2) стремится к нулю, то у последовательностей существует общий предел . Число ξ, которое является общим пределом последовательностей {an} и {bn}, точный корень уравнения (2.1). Оценим погрешность решения на n-м шаге. Считаем до тех пор, пока длина промежутка не станет меньше заданной точности ε.

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

В качестве ответа возьмем середину отрезка [an,bn].

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Рис.2.2. К объяснению метода половинного деления

Метод половинного деления практически удобно применять для грубого нахождения корня данного уравнения, так как при увеличении точности значительно возрастает объём вычислений.

Пример 2.3. Найти, используя пакет Matchcad, методом половинного деления корень уравнения x4-x3-2x2+3x-3=0 на промежутке [1,2]

Функция koren(a,b,ε) возвращает длину отрезка, который будет меньше заданной точности ε, и значение корня на этом промежутке, если на концах отрезка [a,b] функция имеет противоположные знаки, или сообщение об отсутствии корня, в противном случае.

Метод легко реализуется на компьютере. Далее приводится листинг программы, написанной на языке, встроенном в систему Mathcad.

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru Рис. 2.3. Листинг программы в Mathcad, реализующей метод половинного деления для примера 2.3

Метод хорд

В этом методе нелинейная функция f(x) на отделенном промежутке

[a,b] заменяется хордой, проходящей через точки (a,f(a))и (b,f(b))

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Рис.2.4. Метод хорд. Неподвижен правый конец промежутка b

Уравнение хорды: Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . Найдем точку пересечения хорды с горизонтальной осью. Полагая Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru и Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , получим

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Точку x1 принимаем за новую границу отрезка, где содержится корень. Через эту точку с координатами (x1,f(x1)) и соответствующую границу предыдущего интервала (b,f(b)) опять проводим хорду, находим Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru и т.д., получая последовательность x1,x2,x3,…xn,…, сходящуюся к корню уравнения.

Вторая производная Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru сохраняет постоянный знак на Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . Следовательно, возможны два случая. Если f(b)·f "(b)>0, то хорда имеет правый фиксированный конец, причем последовательность x0,x1,…xn приближается к корню слева. За начальное приближение x0, естественно, берут a

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ; Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ; Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ;

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Рис.2.5. Метод хорд. Неподвижен левый конец промежутка a

Если f(a)·f "(a)>0, то хорда имеет левый фиксированный конец, причем последовательность x0,x1,…xn … приближается к корню справа. За начальное приближение x0, берут b

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ; Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ; Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ;

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Для оценки точности можно воспользоваться формулой

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ,

где Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru -точный корень, Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru - приближенный корень, Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru на промежутке [a,b]. Считаем до тех пор пока, не выполнится условие Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . Если имеет место неравенство Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , то счет можно прекратить, когда. Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Пример 2.4. Найти методом хорд корень уравнения x4-x-1=0

Решение находим, используя пакет Mathcad.

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Функция монотонна на промежутках (-∞, 0.63), (0.63, ∞) и меняет на концах промежутков знак. Уравнение имеет два корня. Сузим промежутки отделения корней методом проб, т.е. подстановкой.

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Первый корень принадлежит промежутку (-1,-0.5)

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Второй корень принадлежит промежутку (1,1.5)

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Будем находить корень на промежутке (-1,-0.5)

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Вторая производная всюду положительна, функция положительна в точке a = -1, значит, этот конец неподвижен.

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru -максимальное, a Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru -минимальное значение модуля производной на промежутке
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

так как Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , множитель Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

нужно учитывать при оценке точности решения,

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru
Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Нашли корень исходного уравнения Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru с точностью Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Рис. 2.6. Вычисления в Mathcad, реализующие метод хорд для примера 2.4

Метод секущих

Заменим производную функции f(x) в точке xn на функцию F(x) в этой же точке. Подставим ее вместо производной в формулу Ньютона.

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ,

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

В методе секущих требуются задать для начала счета два значения x0 и x1. Отрезок [x0, x1] не обязательно должен содержать корень уравнения.

Оценка точности делается, как в обыкновенном методе Ньютона

Метод итераций

Пусть дано уравнение

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , (2.1)

где Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru - непрерывная функция. Заменим его равносильным уравнением

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . (2.2)

Выберем каким-либо способом приближенное значение корня Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru и подставим его в правую часть уравнения (2). Получим некоторое число Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . Повторим данную процедуру с x1, получим Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . Повторяя описанную процедуру, будем иметь последовательность чисел:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , где n=1,2,…. (2.3)

Пусть у этой последовательности существует предел Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . Перейдем к пределу в равенстве (2.3). Предполагая функцию φ(х) непрерывной, найдем: Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru или Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Таким образом, предел является корнем уравнения Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru и может быть вычислен по формуле (2.3) с любой степенью точности.

На рисунке дана геометрическая интерпретация метода итераций в зависимости от знака производной функции φ(х).

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Рис 2.10 φ'(х) > 0.

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Рис.2.11 φ'(х) < 0

Достаточное условие сходимости процесса итераций определяется в следующей теореме.

Теорема 2.3: Пусть функция Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru определена и дифференцируема на отрезке Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , причем все ее значения Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . Тогда, если существует правильная дробь q такая, что Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru при Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , то

1. процесс итерации Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru (n=1,2,..) сходится независимо от начального значения Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ;

2. предельное значение Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru является единственным корнем уравнения Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru на отрезке Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru при Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Для оценки погрешности приближения xn получается формула:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ,

где Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ; а Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru на [a,b] При заданной точности ответа ε итерационный процесс прекращается, если

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . Если q<|0.5| Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , то Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Сходимость итерационной последовательности определяется видом функции φ(х). Преобразование к виду (2.2) можно провести различными способами. Чтобы обеспечить сходимость, можно искать решение в виде

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , (2.4)

где k-целое число. Уравнение (2.4) это уравнение (2.1) с Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . Оно равносильно исходному уравнению (2.1). Для сходимости метода итераций по теореме 2.3 необходимо, чтобы Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . Дифференцируем φ(х) и получаем Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . Решаем неравенство Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru :

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Чтобы условие сходимости выполнялось на всем промежутке [a,b], нужно взять Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , где Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Итак, если выполняются условия Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru то метод итераций сходится для уравнения Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Пример 2.6. Методом итераций найти корень уравнения

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

на промежутке (-10,-9,6) с четырьмя знаками после запятой.

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Находим производную f(x)

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

По значению производной f(x) выбираем положительное k

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

В качестве начального приближения выберем левый конец промежутка. Сделаем шесть итераций.

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Так как значения производной φ(x) по модулю меньше 0.5, то оцениваем точность вычислений по формуле Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Корень уравнения x = -9.98071 найден с точностью 0.000038

Рис. 2.12. Вычисления в Mathcad, реализующие метод итераций для примера 2.6

Метод итераций

Дана система, состоящая из n линейных уравнений с n неизвестными:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru (3.1)

Обозначим через Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru -матрицу коэффициентов системы (3.1), через Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru - столбец свободных членов и через Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru - столбец неизвестных.

Тогда систему (3.1) можно записать в виде матричного уравнения

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Решением системы будут числа x1, x2, …, xn. Определитель системы не равен нулю. Предполагая, что диагональные коэффициенты Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru разрешим первое уравнение системы относительно x1, второе – относительно x2 и т.д. Тогда получим равносильную систему, которая называется приведенной к виду , удобному для итераций.

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , (3.2)

где Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru (3.3)

Введем в рассмотрение матрицы:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru и Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Тогда систему можем записать в матричном виде:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . (3.2')

Заметим, что систему (3.1) можно приводить к виду (3.2) любыми линейными преобразованиями. Систему (3.2) будем решать методом последовательных приближений, используя матричную запись. За нулевое приближение принимаем, например, столбец свободных членов: Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru Далее последовательно строим матрицы-столбцы: Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru и т.д.

Любое (k+1)-ое приближение вычисляют по формуле:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . (3.4)

Если последовательность приближений Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru имеет предел Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , то этот предел является решением системы (3.2). В самом деле, переходя к пределу в равенстве (3.4), будем иметь: Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru или Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru т.е. предельный вектор Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru является решением системы.

Напишем формулы приближений в развернутом виде:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Метод итераций – метод последовательных приближений. Процесс итерации хорошо сходится, т.е. число приближений, необходимых для получения корней системы с заданной точностью, невелико, если элементы матрицы a малы по абсолютной величине. Иными словами, для успешного применения процесса итерации модули диагональных коэффициентов системы должны быть велики по отношению к модулям недиагональных коэффициентов этой системы. Свободные члены при этом роли не играют.

Выясним, при каких достаточных условиях последовательность приближений Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru имеет предел.

Теорема 3.1

Если для приведенной системы выполнено, по меньшей мере, одно из условий:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru или Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ,

то процесс итерации сходится к единственному решению этой системы, независимо от выбора начального приближения.

В теореме (3.1) - «с» это значение максимальной суммы модулей элементов в строках, а «d» в столбцах матрицы α. Эти числа называют нормой матрицы α по строкам и по столбцам соответственно.

Следствие из теоремы (3.1).

Для приведенной системы Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

полученной из системы Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru по формулам (3.3)

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru метод итераций сходится, если выполнены неравенства

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru (i=1,2,…n),

т.е. модули диагональных коэффициентов системы больше суммы модулей всех остальных коэффициентов.

Метод Зейделя

Метод Зейделя является модификацией метода итерации. Он заключается в том, что при вычислении (k+1)-го приближения неизвестного Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru при i>1 используют уже вычисленные ранее (k+1)-е приближения неизвестных Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Пусть дана приведенная линейная система Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Выберем произвольно начальные приближения корней Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ,

Далее, предполагая, что k-е приближения Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru корней известны, согласно Зейделю будем строить (k+1)-е приближения корней по следующим формулам:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Процесс повторяется до тех пор, пока разница между двумя соседними приближениями не будет меньше необходимой точности.

Условия сходимости те же, что и для метода итераций.

Пример 3.2. Пусть дана линейная система и приближенные корни системы:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru и Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Приведем систему к виду, удобному для итераций

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru поэтому метод сходится

Взяв в качестве начальных приближений: Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , получим:

при k=1 Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

при k = 2 Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Найдем разность по модулю между соседними приближениями:

| Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru - Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru | = 0,00048

| Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru - Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru | = 0,00047

| Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru - Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru | = 0,00016

Так как для приведенной системы выполняется условие сходимости при Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru ,то полученное приближение имеет погрешность, не превышающую 0,0005.

Таким образом, в качестве решения можем принять Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Метод релаксаций

Пусть дана система: (3.1)

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Преобразуем эту систему следующим образом: перенесем свободные члены налево и разделим первое уравнение на Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , второе – на Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru и т.д. Тогда получим систему, приготовленную к релаксации: Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , где Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru и Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Пусть Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru - начальное приближение решения системы. Подставляя эти значения в систему, получим в правых частях уравнений системы некоторые числовые значения . Будем называть их невязками. Невязки обращаются в нуль при подстановке корней в уравнения системы

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Если одной из неизвестных Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru дать приращение Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , то соответствующая невязка Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru уменьшится на величину Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , а все остальные невязки Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru увеличатся на величину Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . Таким образом, чтобы обратить очередную невязку Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru в нуль, достаточно величине Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru дать приращение Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru и мы будем иметь Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru и Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru

Суть метода заключается в том, чтобы на каждом шаге обращать в нуль максимальную по модулю невязку, изменяя значения соответствующей компоненты приближения. Процесс заканчивается, когда все невязки преобразованной системы будут равны нулю с заданной степенью точности.

Пример3.1: Пусть дана линейная система. Решить с точностью 0.01.

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Приведем систему к виду, удобному для релаксации:

Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Выбирая в качестве начальных приближений корней нулевые значения Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , находим Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru , Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru .

Согласно общей теории полагаем: Глава 1. Погрешность результата численного решения задачи - student2.ru . Отсюда получаем невязки